Быстрая заявка

Доставка от 100 кг.

В прошлом году субъекты южного региона России снизили внешнеторговый оборот на 10,3 млрд. долларов: объем импорта упал на 3,5 млрд. долларов, экспорта – на 6,8 млрд. долларов. Произошли изменения и в структуре экспортеров: среди крупных экспортеров в 2014 году было 47 предприятий юга РФ, а в прошлом году их количество сократилось до 37. При этом за период с 2014 по 2015 год число предприятий, имеющих годовой объем до 50 млн. долларов и работающих на экспорт, выросло с 1 701 до 2 445. В это же время экспортную деятельность прекратили 662 предприятия, но 1 398 субъектов приступили к внешнеэкономической деятельности.

Эксперты указывают на стагнацию зарубежных рынков, которая вместе с падением цен на сырье составляет основную причину падения объема экспорта. Продажей сырья занимались многие крупные экспортеры, но с падением цен снизились их годовые обороты, что сказалось и на общих объемах экспорта. Выход на внешний рынок предприятий с несырьевыми товарами свидетельствует о переориентации экспорта, что повышает их конкурентоспособность на внешнем рынке, охватывая широкий спектр товаров, начиная с продуктов питания и заканчивая машиностроением. Девальвацию рубля называют главным фактором в поддержке внешнеэкономической активности российского бизнеса, поскольку производимые в РФ товары имеют более низкую долларовую себестоимость, а значит, становятся более конкурентоспособными для внешнего рынка. Сейчас на товары, имеющие высокую добавленную стоимость, приходится незначительная доля в общем объеме экспорта, а к основной массе несырьевого экспорта относятся товары низкого предела с очень малой добавленной стоимостью – металлы и нефтепродукты.

Российский бизнес, пользуясь волной роста спроса, который вызван дешевизной рубля, должен заявить о себе, одновременно заботясь о наращивании объемов. Меж тем, если в 2015 году российские предприятия активизировались во внешнеэкономической деятельности, то уже в начале нынешнего года темпы внешнеторгового оборота в большинстве регионов сократились. Только в апреле 2016 года их снижение достигло 25% в сравнении с тем же месяцем прошлого года. Зарубежные конкуренты не допустят ослабления собственных позиций на рынке, поэтому готовы к дополнительным затратам на модернизацию даже снижая свою прибыль. В связи с этим, российские предприятия уже сейчас должны заботиться о производстве конкурентоспособной и качественной продукции, инвестировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, увеличении затрат в продвижении выпускаемых товаров и услуг. Небольшие компании зачастую испытывают трудности при выходе на внешние рынки, связанные с недостаточностью опыта, отсутствием средств на рекламу и маркетинг, необходимостью ввоза технологического оборудования из-за границы. Эксперты делают вывод, что в ближайшей перспективе большинство предприятий снизят активность внешнеэкономической деятельности по причине нехватки денежных ресурсов на ее обеспечение.

Финансовая и нефинансовая поддержка будет обеспечиваться экспортерам благодаря одному окну – РЭЦ (Российский экспортный центр), созданному в РФ весной прошлого года на базе Внешэкономбанка. ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России), а также РОСЭКСИМБАНК, где можно получить экспортные гарантии, были переданы в собственность РЭЦ. Выездные сессии, проведенные в нынешнем году представителями РЭЦ в различных российских регионах, позволили ближе познакомиться с проблемами и ожиданиями экспортеров, надеющихся на предоставление достаточно простых финансовых механизмов поддержки в виде кредитов, страхования и госгарантий. Называя нефинансовые проблемы, экспортеры остановились на поиске зарубежных партнеров и анализе рынка сбыта, а также очень затратных и сложных мероприятиях для МСБ – международной сертификации товаров и продвижении этих товаров за границей.

Перспективными площадками для экспорта становятся интернет-торговля и компьютерные технологии. В прошлом году на экспорте IT-технологий России удалось заработать 7 млрд. долларов, и по прогнозам на нынешний год экспорт отечественных компьютерных разработок увеличится до 8 млрд. долларов. Специалисты называют экспорт компьютерных технологий, в котором задействованы как минимум 2 000 российских компаний, важным стратегическим направлением ВЭД. Российские экспортеры надеются, что государство и в дальнейшем будет оказывать серьезную поддержку национальным производителям, стремящимся к выходу на международные рынки, и главное, чтобы их продукция была интересной, перспективной и востребованной на внешних рынках.