Быстрая заявка

Доставка от 100 кг.

Как известно, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков осуществляет управление системой TIR в РФ с 1982 года. ФТС, обнаружив злоупотребления книжками Carnet TIR, начала постепенно ограничивать пропуск транспортных средств по этим книжкам через границы. К весне 2014 года пропуск и вовсе был фактически прекращен. Исключение предоставили лишь шести пунктам Балтийской, Карельской и Мурманской таможен и двум пунктам Выборгской таможни. ФТС при этом заявила, что перевозчики пользуются различными криминальными схемами, чтобы обойти законодательство, сознательно занижая стоимость декларируемого товара и используя подложные платежные документы, часто для растаможки медицинского оборудования. АСМАП досталось «на орехи»: ФТС обвинила ее в выдаче книжек Carnet TIR «фирмам-однодневкам», ликвидирующимся сразу же после пересечения грузом пограничной зоны. А. Дацюк, руководитель филиала АСМАП в СЗФО, отметил, что подобная ситуация осложнила жизнь перевозчиков, которые, чтобы обеспечить таможенные платежи, должны были заниматься оформлением дополнительных документов. Кроме того, она привела к тому, что затраты на перевозку грузов значительно возросли.

ФТС не ограничилась запретами на книжки МДП, ее следующим шагом стало закрытие таможенных постов на логистических терминалах, принадлежащих частным компаниям. Терминалы в Санкт-Петербурге, построенные по призыву Смольного, который стремится к развитию в городе выгодного транспортного бизнеса, тоже пострадали. Результатом стали огромные финансовые потери в среде логистических операторов и непоправимый урон всему бизнесу, основанному на операциях по растаможиванию грузов.

После возобновления деятельности ФГУП РОСТЭК, ФТС начала переносить таможенные посты на терминалы, являющиеся собственностью либо арендуемые данным унитарным предприятием, и требовать, чтобы члены АСМАП вместо книжек МДП предоставляли страховки от компаний «Адал» и «Арсеналъ». Группа экспертов Союза транспортников России пришла к заключению, что деятельность компании «Арсеналъ» идет вразрез с действующим законодательством России и нормами ТК ТС, поэтому участие данной компании в обеспечении уплаты таможенных платежей не решает задач, поставленных ФТС РФ, а значит, сама схема уплаты не может послужить заменой Carnet TIR.

Действия ФТС привели к тому, что работники терминалов, перевозчики, экспедиторы, таможенные брокеры попросту взбунтовались и повели борьбу против руководства ФТС. Бизнес обвинил чиновников таможни в саботаже Конвенции МДП и содействии в создании так называемой коррупционной кормушки, которое представляет собой предприятие «РОСТЭК». АСМАП принимала в этой продолжающейся несколько лет борьбе наиболее активное участие. ФТС прибегла к не самым «чистоплотным» методам, обвиняя АСМАП в криминале и обрушиваясь со всевозможными проверками. Но АСМАП, заручившись поддержкой Минэкономразвития и Торгово-промышленной палаты России, смог убедить руководство страны в своей непогрешимости. В 2014 г. РОСТЭК лишили права заниматься делами приграничного бизнеса.

Тем не менее, ФТС продолжает войну с книжками Carnet TIR. По словам руководителей АСМАП, такие действия являются местью таможенной службы за ликвидацию «РОСТЭК». А как иначе их можно назвать, если по предъявлении книжки сразу же начинается не что иное, как экзекуция. Например, из 7 машин, остановленных на Выборгской таможне, две машины с перевозкой обуви задержали на два дня, а еще двум пришлось простоять целых 24 дня, хотя ни в одной из них нарушений так и не было обнаружено.

Руководители АСМАП решили подробно и честно обрисовать ситуацию в справке о действиях таможенников и предоставить ее президенту страны. Сразу после ознакомления с документом, В. Путин поручил российскому правительству обеспечить непрерывное действие Конвенции МДП, а также соглашения с АСМАП на территории России. Реакция на поручение президента была весьма своеобразной – появился «черный список», куда были внесены 44 компании, которых не допустили к процедуре TIR, 14 компаний из неблагонадежного списка являются членами АСМАП СЗФО. Руководство АСМАП пообещало, что президент получит исчерпывающую информацию относительно исполнения его поручения.

Противостояние продолжается, и ФТС предпринимает очередной «ход конем», пытаясь на этот раз лишить Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков полномочий выдачи книжек МДП. В ФТС заговорили о национальном гарантийном объединении по Конвенции МДП, которое должно быть определено правительством. Усилия руководства таможенной службы оказались не напрасными, и в поручении президента страны появилась запись, чтобы правительство приняло исчерпывающие меры, направленные на определение национального гарантийного объединения, а в дальнейшем обеспечило включение в соглашение с ним обязательств по повышению ответственности сторон, участвующих в перевозке товаров, которые бы соответствовали таможенной процедуре таможенного транзита.

Из письма, которое ФТС направила АСМАП, явствует, что 30.06.2015 прекращается действие ранее подписанного соглашения об обязательствах по применению книжек МДП для международной перевозки грузов. Компания АСМАП не намерена сдаваться, поскольку хочет сохранить свой статус, да и в отношении книжек МДП ее мнение остается прежним: книжки должны работать.