Быстрая заявка

Доставка от 100 кг.

Регулирование взаимоотношений между покупателем и продавцом осуществляется с помощью различных норм и правил, действующих в сфере международной торговли. Немало спорных вопросов при международных перевозках возникает в отношении перехода собственности на груз. Это происходит из-за некоторой путаницы между понятиями права на груз, ответственности при перевозке и собственности, которая присутствует в понимании данного вопроса у многих клиентов. Понимание того, кто несет ответственность за груз, важно на каждом ее этапе, в том числе и на этапе внутрипортового экспедирования.

Для того чтобы разобраться в данном вопросе, следует четко разграничить, какими правилами и документами определяется каждое из данных понятий. Для разграничения ответственности между продавцом и покупателем при международных перевозках используются правила Инкотермс. Поставки грузов могут выполняться на разных условиях: FOB, EXW, CIF и др. Данные условия четко определяют, на каких этапах перевозки ответственность несет экспедитор, а когда она переходит к покупателю. При этом правила Инкотермс не имеют отношения к определению права собственности.

Следующее понятие – право на груз, которое определяется коносаментом. Для того чтобы подтвердить свое право на груз, необходимо предоставить три оригинала данного документа. Вместе с передачей трех оригиналов коносамента от отправителя банку и от банка получателю, происходит только передача права распоряжаться грузом, право собственности при этом не передается.

Третье понятие – собственность. В какой момент можно сказать, что данное лицо является собственником груза? Этот вопрос регулируется законодательством той или иной страны.

Необходимо понимать, что условия передачи ответственности и условия выкупа прав находятся не в синхронном состоянии. В качестве примера можно привести поставку груза на условиях FOB, при которой ответственность от продавца к экспедитору переходит после того, как груз попадает на борт судна. Экспедитор, как правило, занимается организацией грузоперевозки. Он разрабатывает маршрут и способ перевозки, организует внутрипортовое экспедирование, а также предоставляет другие услуги. Для того чтобы получить груз в порту прибытия, т.е. чтобы произошла передача прав, экспедитору необходимо выкупить три оригинала коносамента. Но в случае, если происходит общая авария, он может отказаться выкупать данные оригиналы, и в качестве собственника по отношению к грузу в этом случае будет выступать отправитель. Ему и придется оплачивать все инвойсы, связанные с общей аварией.

Правила распоряжения грузом также не определяют право собственности на товар. К документам, которые позволяют распоряжаться грузом, как было сказано выше, относятся три оригинала коносамента. К товарораспорядительным документам, позволяющим осуществлять передачу права на груз другому лицу, относятся:

  • залоговое складское свидетельство, которое выдает товарный склад;
  • коносамент (данное свойство должно быть указано в самом документе, поскольку не все коносаменты являются товарораспорядительными);
  • железнодорожная именная накладная, которая представляет собой обыкновенную именную ценную бумагу.

Если перевозка носит мультимодальный характер, т.е. экспедитор организует доставку с использованием нескольких видов транспорта и общим планированием логистики, с учетом внутрипортового экспедирования, таможенного оформления и т.д., то выпускается единый мультимодальный документ. Он покрывает все выполняемые перевозки морским, автомобильным и ж/д транспортом. Данный транспортный документ является товарораспорядительным только в том случае, если последнее звено перевозки выполняется морем. Это объясняет причину того, что многие покупатели предпочитают доставку не через дальневосточные, а через европейские порты. В случае ввоза грузов через порты Дальнего Востока, после морской перевозки доставка по России выполняется ж/д транспортом и документ, выпускаемый для такой перевозки, не является товарораспорядительным и не принимается в качестве документа по аккредитиву.